Советы педагога-психолога Самсоненко Е.И.

Упрямство и капризы у детей 5-6 лет.
Каковы способы преодоления?

 
 

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
                                                           Руссо Ж.-Ж.
 
Понятия капризы и упрямство очень похожи и чёткой границы провести между ними нельзя. Способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.
Упрямство – это психологическое состояние, отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Упрямство, как правило, проявляется:
-  в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
-  выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
Капризы – довольно распространённое поведение пятилетних, шестилетних детей. Возникать оно может в силу разных факторов.
Причинами могут быть:
- запреты родителей. Например, вы говорите, что есть нужно только на кухне за столом, а кроха начинает требовать кушать у себя в комнате.
- излишняя опека родителей, что вообще не дают ему свободы в своих действиях, это порой вызывает недовольство.
- самая распространенна причина – это требование внимания к собственной персоне.
 
 Как преодолеть упрямство и капризность?
 
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Четыре основных правила общения с ребенком,
которые позволят передать ему
любовь, заботу, внимание

 

1. Правило общения «Глаза в глаза»
Глаза - зеркало души, контакт – глаз – разговор двух душ: родителя и ребенка. Только посмотрев в глаза собеседнику, можно передать ему нечто важное, невыразимое словами. Если, разговаривая с ребенком, вы будете поддерживать контакт глаз, он в каждый момент общения будет ощущать свою значимость, уважение к своим чувствам и интересам.

  • Тем самым значительно повышается его самооценка, уверенность в себе, чувство психологической безопасности.

2. Правило «Чудо прикосновения»
Психологи неустанно повторяют, что для выработки «гормона счастья» человеку требуется ежедневные объятия и прикосновения
Об этом говорит известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, чтобы была в душе гармония, необходимо  12 объятий в день!

  • Потрепать ребенка по плечу, дотронуться до руки, приобнять – все это знаки родительской любви и поддержки, столь ему необходимой.

Ошибочным будет мнение, что взрослые не нуждаются в тактильных ощущениях. Человеческие прикосновения в любом возрасте обогащают взаимодействия людей, делая их ближе. Обычные прикосновения повышают самооценку и настроение ребенка, ослабляя силу негативных эмоций.
3. Правило «Безраздельное внимание»
Это, может быть 20-30 минут каждый день, которые родитель посвящает своему ребенку, не отвлекаясь ни на телевизор, ни на компьютер, ни на домашние хлопоты. Чем заниматься в такие минуты,  не имеет значения, можно просто поговорить. Быть самым главным для родителей хотя бы на время – острая потребность каждого ребенка в любом возрасте. От этого зависит мнение ребенка о самом себе и качество его взаимоотношений с окружающим миром.

  • В случае неудовлетворенности этой потребности  ребенок будет чувствовать постоянное беспокойство, что все остальное в мире гораздо важнее его самого.

4. Правило «Воспитание самодисциплиной»
Скандалы матери или отца, происходящие в семье, перечеркивают счастливое детство ребенка. Выяснение отношений при малыше – один из вариантов превратить его в неуверенную и несчастную личность.
Дети «отзеркаливают» поведение, принятое в их семье. Хотите честности и внимательности от ребенка – ведите себя соответственно.

  • Покажите ребенку верные ценности личным примером.